Полет на приводную радиостанцию
Использование АРК для вывода вертолета в заданную точку, маркированную приводной радиостанцией, является простым и надежным способом, применимым в любых условиях полета.
Полет на ПРС может выполняться пассивным, активным и курсовым способами.
Пассивный способ. Сущность полета состоит в том, что продольная ось вертолета постоянно удерживается в направлении на приводную радиостанцию, а КУР = 0 (рис. 7.7). При полете в штиль или в плоскости ветра вертолет будет следовать по ЛЗП. При наличии бокового ветра для компенсации влияния ветра и удержания стрелки в нулевом положении необходимо непрерывно доворачивать вертолет в наветренную сторону, курс при этом меняется. По изменению курса можно судить о направлении сноса вертолета. При сносе влево курс увеличивается, при сносе вправо — уменьшается. Момент пролета ПРС определяется по изменению КУР на 180°.
Путь вертолета при полете пассивным способом представляет собой кривую линию, называемую радиодромией. При пассивном полете вертолет отклоняется от линии кратчайшего расстояния (ЛЗП). Чем больше скорость ветра и меньше скорость вертолета, тем больше удлинение пути, больше увеличение времени полета и больше максимальное линейное боковое уклонение (ЛБУтах) вертолета от ЛЗП.
Рис. 7.7. Полет на радиостанцию пассивным способом |
Пассивный способ относительно прост в выполнении. Однако он не обеспечивает выдерживание полета по ЛЗП и вывод на ПРС с заданного направления. Этот способ целесообразно использовать для вывода вертолета на ПРС с небольших расстояний (30—50 км).
Активный способ. Сущность полета на радиостанцию этим способом состоит в том, что летчик разворачивает продольную ось вертолета в наветренную сторону на величину угла сноса и удерживает стрелку АРК на значении КУР=360°+УС.
Рис. 7.8. Полет на радиостанцию активным способом |
Активный способ позволяет выполнить полет на ПРС по кратчайшему расстоянию (рис. 7.8).
Угол сноса может быть рассчитан по известному ветру, измерен с помощью доплеровского измерителя или подобран методом половинных поправок.
При использовании совмещенного указателя радиокомпаса и магнитного компаса может выполняться активный полет по ЛЗП. Для этого стрелка курсозадатчика указателя устанавливается на ЗМПУ и выдерживается магнитный курс с учетом расчетного угла сноса МК=ЗМПУ—УСР.
Если угол сноса соответствует фактическому, вертолет будет следовать по ЛЗП и стрелки радиокомпаса и курсозадатчика останутся совмещенными. При неизвестном УС магнитный курс устанавливается равным ЗМПУ.
При отклонении вертолета в сторону от ЛЗП появится угол между стрелками радиокомпаса и курсозадатчика (стрелка АРК уходит влево от курсозадатчика — вертолет уклоняется вправо от ЛЗП — рис. 7.9). В этом случае угол сноса подбирается методом половинных поправок. Вертолет необходимо развернуть в сторону линии заданного пути (в сторону отклонения стрелки радиокомпаса относительно курсозадатчика) на 20—30°. С этим курсом надо следовать до совмещения стрелок АРК и курсозадатчика (выхода на ЛЗП). После выхода на ЛЗП взять поправку на угол сноса 8—10°.
При последующем отклонении стрелки АРК от стрелки курсозадатчика вновь выйти на ЛЗП и в зависимости от стороны уклонения увеличить или уменьшить на указателе угол сноса на половину предыдущей поправки. Обычно после второй поправки угол сноса удается подобрать.
Во всех случаях при подходе к радиостанции за 4—5 мин необходимо закончить подбор угла сноса и выполнять полет с постоянным курсовым углом радиостанции.
Активный способ полета на ПРС повышает точность полета вертолета по ЛЗП и выход на ПРС с заданного направлния. Способ нашел широкое применение при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях.
Курсовой способ. Сущность курсового способа полета на ПРС состоит в том, что направление полета выдерживаетя по компасу и путь вертолета периодически исправляется по указателю АРК разворотом вертолета на курсовой угол, равный нулю.
В начальный момент выполнения полета курсовым способом вертолет устанавливается на КУР=0°. Летчик замечает курс и выдерживает его в течение 3—5 мин. Затем выполняется доворот вертолета на КУР = 0°, запоминается и выдерживается новый курс. При подлете к ПРС переходят на полет пассивным способом.
Траектория полета при курсовом способе представляет собой ломаную линию, которая огибает радиодромию пассивного полета с внешней стороны. Боковое уклонение от ЛЗП превышает величину бокового уклонения пассивного полета в 1,2—1,4 раза.
Курсовой способ целесообразно применять при неустойчивой работе АРК вследствие влияния помех.